i_v_n (i_v_n) wrote,
i_v_n
i_v_n

Categories:

Алексей Серебряков отмечает юбилей


3 июня народный артист России Алексей Серебряков отмечает 50-летний юбилей. В июне начнутся съемки фильма  Сергея Пускепалиса «Клинч» (по пьесе Алексея Слаповского), где Алексей Серебряков сыграет учителя литературы.  В интервью «Трибуне» Алексей Слаповский (он же автор сценария фильма «Ирония судьбы 2» с Константином Хабенским в главной роли) рассказывает об отношении к Алексею Серебрякову,  а также к своему близкому другу -  Сергею Пускепалису,  и делится знаниями о школе, об учительстве, о молодежи ( после университета Алексей Слаповский работал учителем литературы).

- Алексей Иванович, наверняка, Сергей Пускепалис объяснил вам свое намерение поставить фильм именно по пьесе «Клинч»? Поскольку эта картина – его дебют в кино, значит, взволновала тема, конфликт между героями, да?

- У нас с ним много общих волнений. А тема переоценки ценностей с целью понять свои отношения с окружающими, понять самого себя – для русского человека вечная. И всякого думающего человека вообще. Именно этим герой и занимается. И меняется. Но замечает, что и окружающие словно стали другими. На самом деле,  другим стал его взгляд на события. За этим интересно наблюдать.

- Если Константин Хабенский прямо напрашивается на роль Географа в фильме Александра Велединского "Географ глобус пропил", и как рассказывал мне режиссер, "фотография Хабенского была в первом издании романа", то за Алексеем Серебряковым сразу и не увидишь Учителя? Или вы сразу определили, что это он – несчастный учитель из вашей пьесы?



- Ну, в Хабенском, вернее, в его герое, Учителя с большой буквы тоже не сразу увидишь. После фильма же не увидишь совсем. Работники школы бывают очень разными, в том числе учителя литературы. Я и сам преподавал литературу и русский язык три года после университета. Нам как раз был нужен контраст внешнего, отчасти угловатого и жесткого, с чем-то иным внутренним. Поэтому, как только Сергей предложил: «Серебряков», - я тут же ответил: «Конечно, да!». И учитель у нас вовсе не несчастный. Он тяжело, конфликтно любит свое дело – в отличие от героя Хабенского.

- В советские годы, которые мы ругаем,  фильмы для подростков снимали, в том числе, и про несчастную любовь: «В моей смерти прошу винить Клаву К», «Вам и не снилось», «А если это любовь?», «Школьный вальс» и многие другие. Кино помогало молодым людям разобраться в своей ситуации, быть немного готовыми к борьбе за любовь. В вашей пьесе – тоже любовь, но она – в духе Тарантино. Думаете, что Сергей Пускепалис будет снимать триллер в стиле Тарантино?

- Очень сложно в тексте, а не на экране, увидеть дух Тарантино. Не знаю, где вы его рассмотрели?  Это имя ни разу в наших с Сергеем разговорах не возникало. Как, впрочем, и другие имена. Кроме разве что Абдрашитова и Миндадзе. Не потому, что нам близка их эстетика, но у нас с Пускепалисом сложился тандем двух понимающих друг друга и близких по духу людей. Дай нам возможность, мы бы по фильму в год снимали. Триллер будет не тарантиновский, а пускепалисовский. И не триллер все-таки, а трагикомедия. На грани.  То страшно, то смешно. А любовь такая же, какой всегда была. Просто меняются условия. Воспитывать при этом никого не собираемся. Главное – суметь сказать правду. Воспитывают не назидания - воспитывает правда (желательно художественная)

- В пьесе фигурирует Евгений Онегин. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением об этом герое? В последнее время я столкнулась с тем, что мужчины – не любят Онегина, а женщины и девушки любят  несмотря ни на что?

- Он фигурирует только упоминанием. Просто как представление девушки о героях 19-го века. То, что и у Пушкина, и у нас безответная любовь, получилось случайно, я об этом не думал. Женщины и девушки любят Онегина? Не знал. А мужчины его не любят? Тоже не знал. Буду думать.

- Общались ли вы с Алексеем Серебряковым? У Алексея репутация «интеллектуала». Не знаю, насколько Серебряков – начитан, любит ли он поэзию так же сильно, как его герой, но то, что он - человек и актер – умный, вне сомнения. Принципиально ли то, чтобы Учителя играл по-настоящему умный артист? Лично мне сложно представить, чтобы Алексей Серебряков говорил в жизни глупости?

- Я с Серебряковым познакомлюсь как раз в день его рождения. А то, что человек он - весьма неглупый – по глазам видно. По его ролям. А вообще-то не только нашего героя, любую роль должен играть умный актер. Было бы что играть?  Насчет глупостей – никто не застрахован. Абсолютно. Человек, который никогда не говорит глупостей, для меня подозрителен.

- Алексей Серебряков сказал мне в интервью о том, что "в школе он учился практически на одни пятерки (по одном предмету четверка)". Как вы относитесь к отличникам? Был ли герой Серебрякова – отличником? Или он по жизни – неудачник? Как правило, отличники выбиваются в люди и делают хорошую карьеру.

- Я нормально отношусь к отличникам, сам неплохо учился. При этом не был, как сейчас говорят, ботаником. Я не знал этого про Серебрякова, но рад узнать – значит, мы с Сергеем угадали. Это я опять о некоторой двойственности. А герой его сделал карьеру более мужественную, чем многие: он делает не деньги,  а свое дело. Отчасти даже идеалист, если хотите. Хотя ни за что в этом не признается. Пока не довели.

- Герой Серебрякова – не только Учитель, но еще и муж, отец. Причем он живет со своей семьей и старается для семьи делать все. И профессию свою любит. Только вот людей, кажется, не любит.  Равнодушно  говорит об учениках. Как же так получается – все есть, всем хорош, а людей не любит?

- Нельзя любить профессию учителя отдельно от учеников. Так не бывает. Это что? «Предмет люблю, а школьников нет»? Такие в школе не задерживаются. Просто мужчины-учителя, да и женщины, кто там трудится в поте лица, а не на прогулке, о своей любви говорить опасаются. Скорее в сердцах воскликнут: «Надоели эти дебилы, дети дебилов!» И идут опять этих дебилов учить. Так что суть не в том, что он говорит, а в том, что делает.

- Знаю, что вы любите кино, иначе бы не писали сценарии, и не разрешали свои произведения экранизировать. Объясните, пожалуйста, "что" для вас кино? Какие любите фильмы? Есть ли среди любимых фильмы с Алексеем Серебряковым? Наверняка, у вас есть любимые артисты?

- С Серебряковым мне нравятся многие фильмы, не буду перечислять. И в сериалах достойно работает. Алексей  мне нравится как актер, как личность, как типаж, если хотите. В этом типаже нет привязки ко времени. Строго говоря, наша история могла произойти и 20 лет назад, и через 20 лет повторится. Поэтому и нужен Серебряков – он вневременной. А теперь еще и внепространственный. А перечислять любимые фильмы – дело для меня невозможное, места не хватит. На одном полюсе будет «Бриллиантовая рука», на другом «Меланхолия» Ларса фон Триера. А посередке «Аватар». Такой вот разброс. Актеров любимых тоже слишком много. Хотя есть безусловные для меня гении – как наш Евстигнеев, американец Джек Николсон, француз Депардье, француженка опять же Ани Жирардо, еще одна француженка – Жюльет Бинош… Нет, если начну упоминать еще и актрис, никогда не остановлюсь. Тут еще личные пристрастия. Вот нравится мне американка Эмили Блант, хорошая актриса, но даже не за игру. Там глаза, похожие на те, которые...

- Почему ученики меняются, а учителя остаются прежними? (Девушка говорит Учителю: «Я – очень изменилась, вы – нет»).

- Спасибо за вопрос. Эти слова – ответ на ту палку, которой герой запустил в Девушку. И попал. И она попала. В самое то. Как у человека, занятого сидячей работой, костенеет позвоночник, у учителей тоже с годами что-то костенеет. Это профессиональное. По хорошему им надо каждые десять лет давать год на отдых и учебу. На перезагрузку. У нас в этом и конфликт: Девушка упрекнула в застойности, а учитель начинает всячески изгибать свой внутренний, духовный позвоночник, чтобы доказать, что это не так. Не ей доказать, себе. До хруста, почти до слома.

- Девушка – умная – очень умная.  Только она похожа на монстра. Причем в каждом слове она - права, но при этом - чудовище. Умные люди - опасны?

- Стоп, стоп, не торопитесь, кино еще нет. Она такой кажется в тексте? Жаль. Это лишь по первому плану. В спектакле, который Пускепалис ставил по пьесе, она монстром не была. И в кино не будет. Живая. Обычная. Только очень сильно обиженная. Оскорбленная. А оскорбленная женщина, независимо от возраста, это, "да", если не чудовище, то сокрушительная стихия. Опасны ли умные люди? Конечно. В первую очередь,  для самих себя.

- Есть ли черты учительства у Сергея Пускепалиса? На мой вопрос: «Почему вы не набираете курс в театральном вузе?», Сергей ответил: «Я их (учеников)  то люблю, то  убить готов, то хвалю, то ругаю». Ваш друг -  по сути - Учитель или не учитель? И «вдогонку» - чем учитель отличается от режиссера?

- Кто-то сказал: важно учить учиться. Сергей сумел бы это. Но он понимает высокую меру ответственности. Я тоже отказываюсь от предложений преподавать – в Литинституте, на различных курсах. Думаю, мне тоже не хватило бы хладнокровия. И мы с ним еще слишком сами заняты нашими играми, чтобы стать тренерами, даже играющими. У режиссера и учителя больше схожего, чем отличий: и учитель, и режиссер, если говорить о школе и театре, работают с теми, кто есть. Всех пытаясь вытащить на определенный уровень. Кино – уже несколько иное, там режиссер - больше хозяин.

- Верите ли вы в нашу молодежь? Я много общаюсь с молодежью, и лично мне она напоминает вашу Девушку. Молодежь, на мой взгляд, умная, беспощадная, требовательная к другим, выносящая приговоры… Вся - из Верховенских…Или я ошибаюсь?

- С Верховенским я бы не сравнивал. Да, верно замечено, требовательности больше, чем было у нас. Но и выбор больше. Соблазнов больше. Возможностей больше. С другой стороны, во многих есть то, чего не хватало нам: умение сочетать приятное с полезным, искать то дело, которое по душе, не врать, не ущемлять своих интересов. Но это касается меньшинства – в любом времени. Большинство следует правилам окружения. А прогибаться под кодекс партийный или корпоративный – какая разница?

- Пускепалис называет вас гением, Учитель в вашей пьесе называет гением Пушкина. А кто для вас гений?

- Сергей – человек театра и кино. В этих сферах оценки всегда немного завышены и эмоциональны. В переводе на обычный язык означает: «талантливый человек». С этим я согласен и отвечаю: «Сам такой!» Но гением, в прямом смысле слова, себя, естественно, не считаю. Наоборот, терзаю себя за кучу ерунды, написанной наряду с приличными вещами. А гениев, перед которыми я преклоняюсь, - не сосчитать. Сейчас, например, меня волнует загадка гениального апостола Павла, я этим занимаюсь в связи с кое-какими творческими планами. Ведь многие считают, что именно он сделал христианство таким, каким оно стало, он провозгласил: «Нет ни эллина, ни иудея», - то есть – все люди равны перед Богом. Именно с этих слов началась современная цивилизация… Но мы далеко заехали. Хотя, если и фильм вызовет у зрителей мысли не только о том, что они увидят, это будет для нас с Пускепалисом идеальный результат. При этом я не большой поклонник фильмов-кроссвордов, тех, которые смотришь и до скрипа в мозгах – думаешь. В зале. Я люблю, когда просто смотришь. А выйдешь из зала – задумываешься. Носишь фильм в себе. Вот об этом мы и мечтаем.




Tags: актеры, культура, россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments